Home

Advertisement

leka_zz - Журналистика ламеров [entries|archive|friends|userinfo]
leka_zz

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Журналистика ламеров [Feb. 21st, 2009|11:01 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]

  Весьма занятная точка зрения на психологию журналиста. Со многим не согласна, но некоторые тезисы, на мой взгляд, близки к истине (не стану раскрывать своих личных воззрений и ссылаться на данные тезисы).

Почему украинская печатная журналистика - мягко говоря, некачественная? По контенту журналов и газет, уровню аналитики и глубине и даже визуальному оформлению печатных СМИ?

Первая причина - пресловутый дефицит кадров. Даже сейчас, в кризис этот дефицит существует, если говорить о хороших журналистах - а именно способных грамотно, литературно писать по-русски или украински, собирать и анализировать информацию, хорошо разбирающихся в одном-двух-трех рынках. Таких в Украине очень мало: у нас журналистике учиться негде, кроме как на практике, в газетах - у нас нет соответствующих курсов; есть, впрочем, высшее образование, выпускающее филологических калек. А потому в профессию изначально приходят зеленые юнцы, не знающие о журналистике ничегошеньки, не имеющие хоть какого-то представления о ней. Пока они учатся - уже освобождаются очередные места на карьерной лестнице, которые эта зеленая гопота с гиканьем занимает. Поскольку место освобождается каждые полгода-год - прохождение всей карьерной лестницы за 5-6 лет, а то и меньше - в украинской журналистике нормальное явление. В 25-26 становятся редакторами, в 27-28 лет - заместителями главных редакторов, а в 30 - главными редакторами. Дальше потолок и уход из профессии; изменение личности и уход в астрал, либо спокойное доживание на достигнутом потолке до конца своих дней и легкая деградация.

Места освобождаются по двум причинам: 
а) способный журналист уходит в другую отрасль (как правило, PR в том секторе экономики, который журналист хорошо знает); там за свои знания и умения он нередко (но не всегда) получает более высокое вознаграждение; 
б) журналист "сгорает", поскольку для него становится невыносимым постоянно "быть вакуумом", "работать пылесосом".
Вторая причина весомее первой.

Журналисты в деловых СМИ так близко и на равных общаются с бизнесом и властью, что им уже кажется: они тоже так могут - ворочать миллионами и судьбами, а не козюльками-буковками. Журналистика не удовлетворяет амбиции новопришедших в профессию - она напротив увеличивает амбиции до гигантских размеров. Безусловно, немногим хорошим журналистам удается добиться карьерных вершин вне журналистики, однако однозначно, покидая профессию, все мы надеемся именно на это светлое и успешное будущее.

Так вот та легкость, с какой журналисты в Украине преодолевают карьерные ступени в профессии, губит саму отрасль. У нас крайне мало опытных журналистов, журналы и газеты создаются мальчиками и девочками в возрасте 20-25 лет, деловые СМИ - чуточку старшими ребятами. На мой взгляд, именно поэтому в Украине нечего читать: у нас нет своих Esquire, Forbes, SM, Ведомости, FT, The Economist, WSJ, etc. У нас есть либо новости, либо плохо слепленные аналитические статьи, больше напоминающие инфошум (с), чем аналитические статьи. У нас практически не развиты репортажная журналистика, журналистика расследований, у нас нет стори-журналистики, колонок, фактически у нас отсутствует большинство жанров.  И дело не в том, что в зарубежных СМИ не работают зеленые молодые ребята - там таких тоже навалом, а в том, что у нас на 10 журналистов приходится, грубо говоря, один опытный журналист с многолетним стажем, тогда как там количество опытных специалистов в расчете на 10 журналистов будет побольше. Ну, и, само собой, культура журналистики у нас насчитывает 15 лет; там - десятки.

Что-то менять? Я насильственного (все взять и поделить) решения описанной выше проблемы не вижу. Есть надежда на кризис, во время которого большинство бездарных, посредственных, а также хороших журналистов лишатся работы. Кризис закончится, не все издания останутся на рынке - и не всем журналистам удастся вернуться в ведущие издания. В результате издания-лидеры рынка качественно окрепнут. Само собой, в период роста рекламного рынка будут появляться новые проекты, но им уже придется тянуться за лидерами, как-то соответствовать им, их качеству, уровню и тп. Может, тогда в украинской журналистике количество умных опытных специалистов превысит 1 чел на 10 молокососов. То же, кстати, надеюсь, произойдет и в пиаре. 

LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2009-02-21 10:12 pm (UTC)

(Link)

Тезис о кризисе, как о факторе "очищения" крайне сомнителен. Кризис - это скорее война. Тут погибают лучшие :(
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-21 10:40 pm (UTC)

(Link)

тем не менее я продолжаю надеяться:)
[User Picture]From: [info]roomian
2009-02-21 10:38 pm (UTC)

(Link)

боже шо ж так везде плохо то и непрофессионально все 8-))))
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-21 10:42 pm (UTC)

(Link)

мир вообще несовершенен:)
[User Picture]From: [info]jannika_r
2009-02-21 10:41 pm (UTC)

(Link)

лека..тебе надо идти учить
[User Picture]From: [info]jannika_r
2009-02-21 10:42 pm (UTC)

(Link)

в смысле молодежжжь..а не матчасть..ты ее итак знаешь
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-21 10:45 pm (UTC)

(Link)

как для украинского рынка матчасть, наверное, уже освоила. но если меня поместить в британскую или российскую редакцию, то походу будет ойййй:)
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-21 10:44 pm (UTC)

(Link)

да, создам свою школу журналистики, фигли:))

на самом деле мне самой еще учиться и учиться, просто пипец, сколько я не умею и не знаю.
[User Picture]From: [info]jannika_r
2009-02-22 12:05 am (UTC)

(Link)

да понимаешь, в чем дело.
когда преподаешь, то сам учишься. и разбираешься попутно в тех вещах, в которых хотелось разобраться.
[User Picture]From: [info]jannika_r
2009-02-22 12:05 am (UTC)

(Link)

а к тебе учится я пойду, так и знай:)
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 09:23 am (UTC)

(Link)

есть такое. а учитывая мою извечную тягу всех поучать, я вполне могла бы читать школьникам лекции на тему "что такое журналистика". ну вот, без работы, значится, в кризис не останусь%)))
[User Picture]From: [info]readmetal
2009-02-26 10:49 am (UTC)

Профессор говорил

(Link)

Один из моих преподавателей в университете говорил так:
Кто умеет - тот работает, кто не умеет работать - тот руководит, кто не умеет ни того, ни другого - тот учит/преподает.
[User Picture]From: [info]jannika_r
2009-02-26 11:18 am (UTC)

Re: Профессор говорил

(Link)

ваш преподаватель цитировал фрейда.
я не спорю.
но сергей гессен, великий, на мой взгляд, философ, утверждал, что научить - правильно научить, может только тот, кто умеет сам, ибо только такой учитель может увидеть в ученике задатки и способности к определенной деятельности.
но в этом вопросе есть одна существенная загвоздка.
можно уметь делать, но не уметь обьяснять.
педагогические способности - также способности, которые развиваются.
[User Picture]From: [info]killer_biller
2009-02-21 11:40 pm (UTC)

(Link)

такая же ситуация и в рекламе. клиент платит. клиент за свои кровные хочет одновременно быть арт-директором проекта и танцевать девочку. клиент с его идеями сведенными рекламным агентством за отслюненые пролетает мимо канских фестивалей. естественно. чудес не бывает.
[User Picture]From: [info]killer_biller
2009-02-21 11:42 pm (UTC)

(Link)

каждый год рекламная элита посыпет голову пеплом - опять без золотого льва! даже в шорт лист не попали!
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 09:25 am (UTC)

(Link)

не представляю, как люди работают в рекламе - зачастую ведь получается, что люди попросту исполняют идеи клиента вместо того, чтобы генерировать для него новые... то есть тупое исполнительство плохих идей.
[User Picture]From: [info]killer_biller
2009-02-22 03:38 pm (UTC)

(Link)

и жалобы на то, что опять золотого льва, хрустального слона, яшмовую черепаху, бронзовое яблоко опять мимо нас....
[User Picture]From: [info]madef
2009-02-22 12:52 am (UTC)

(Link)

Лека, вот ты долгое время была (а может, и сейчас) связана с литературой, была редактором на Коме и вообще. Ты перечитала массу произведений - и плохих, и хороших. Я совершенно уверен в том, что ты понимаешь то, что многих представителей "зелёной молодёжи" по большей части бесит. Я имею в виду то, что для литературы, как для кино или журналистики, нужен обычный жизненный опыт. В 19 лет можно быть прекрасным спортсменом, крутым скейтером, звездой паркура или знаменитой фотомоделью, но в этом возрасте крайне сложно написать серьёзный роман. Новоявленному писателю просто не хватит собственных, приобретённых (а не книжных) знаний жизни, ему будут мешать остатки юношеского максимализма и скороспелость суждений.

Всему своё время. 60-летние дедушки не становятся на скейты и не ходят в спущенных широких джинсах. Таким же образом есть возрастные ограничения на многие виды творческой деятельности. И журналистики это касается тоже.

Про грамотность я уже не говорю. Ещё поколение - и новым большевикам придётся усаживать всю страну за парту. В целях ликвидации безграмотности.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 09:20 am (UTC)

(Link)

да! журналистика немножко на коленке сделанная, потому что многим журам не хватает жизненного опыта. когда стала редактором, чувствовала, как сильно мне не хватает именно этого - жизненного опыта.

грамотность - это ваще капец.
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-22 05:20 am (UTC)

(Link)

Завидую, что у вас так быстро делают карьеру. В Москве несколько по-другому.

Я пришел в журналистику в 20 лет. В маленькую газету.

В 23 года я перешел в средненький журнал.

В 25 лет - в информагентство.

В 26 лет стал корреспондентом большой газеты.

В 28 лет - специальным корреспондентом.

В 30 лет - заместителем редактора отдела.

В 32 года - редактором отдела.

Т.е. прохожу карьерную лестницу 12 лет (или семь, если брать "большую" журналистику), но еще идти и идти.

Хотя не самый тупой, наверное. Защитил диссер по медиаисследованиям, написал учебник по практической журналистике, получил медаль Союза журналистов "За заслуги", есть публикации в зарубежных СМИ, раз в месяц приглашают на ТВ.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 09:18 am (UTC)

(Link)

ну а у нас, к сожалению, так, как есть. мне 27 лет, я уже 1,5 года редактора отдела в крупном украинском деловом журнале. опыт работы в профессии - всего 4 года (плюс еще год внештатно). и не скажу, что занимаю свое место заслуженно.. главред наша стала главредом в 28, насколько я помню, правда, она с 16 лет работает в журналистике.
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-22 12:36 pm (UTC)

(Link)

Надо к вам ехать. Главный редактор кому-нибудь нужен? Или зам?
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 12:43 pm (UTC)

(Link)

в нашем еженедельнике как раз в данный момент не хватает замглавного. пока его ставку сократили, но физически человек очень нужен и как только доходы ИД поднимутся, ставка будет возвращена. в общем как только - я свистну:)

еще бы вот какой-нить проектик пришел в Украину из России... у нас всего одна человеческая ежедневка - Коммерсант. остальные, включая обычную "социалку" - страх божий.
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-22 06:01 pm (UTC)

(Link)

Заодно вернусь на историческую родину.)
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 06:09 pm (UTC)

(Link)

простите за нескромный вопрос, а какие в Москве сейчас зарплаты журналистов? и закрываются ли издания по причине кризиса? у нас инвесторы закрывают проекты на полном ходу..:(
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-22 06:19 pm (UTC)

(Link)

Зарплаты у журналистов - 500-1500 долларов (в прессе). Имеется в виду штатный корреспондент, обозреватель, специальный корреспондент.

С началом кризиса в долларах зарплаты упали вдвое (девальвация плюс сокращение в рублях).

Проекты также закрывают. Особенно нераскрученные, которые только начинались.

Работу с началом кризиса потеряли 10-20% журналистов. В основном, все что-то уже нашли. Только по деньгам часто за половину от прежнего.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 06:50 pm (UTC)

(Link)

у нас примерно та же ситуация. по зарплатам похоже.

до кризиса корры зарабатывали примерно 500-1000 уе, обозы - 1100-1300, редактора - 1500-2000, замглавных - 2500-3000, главреды (насколько я знаю:) - 2500-3500 уе. это если по старому курсу.
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-23 04:19 am (UTC)

(Link)

А почему с журналистикой тогда у вас хуже? Ведь деньги примерно те же (процентов на 30-40 меньше), а с учетом цен, думаю, ваша реальная зарплата может оказаться и побольше московской.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-23 09:05 am (UTC)

(Link)

может, потому что кадров не хватает и они раньше часто бегали по разным изданиям. а как только появлялась возможность - сваливали в пиар, желательно на какие-нить 2 штуки уе. возможно, журналисты в Украине более зажравшиеся, чем в России:)))

кстати, я знаю, что в Смарт Мани примерно год-полтора назад платили где-то 3 тыс уе обычному штатному журналисту, в Ведомостях - еще больше... такие расценки возможны?
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-23 09:12 am (UTC)

(Link)

В Смарт Мани - да. Туда при запуске перекупали журналистов, в том числе из Ведомостей.

В Ведомостях тогда платили полторы-две, и корреспонденты обижались, что новички в Смарт Мани имеют больше.

[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-23 09:18 am (UTC)

(Link)

мда.. забавно, что в киеве цены на товары правда ниже московских, даже с учетом нашей сумасшедшей инфляции. как же в мск возможно прожить на 1 тыс уе?
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-23 09:27 am (UTC)

(Link)

Если есть своя квартира, то без проблем.

Если квартиры нет, то снимать на двоих, троих, четверых (двухкомнатную).

На квартиру уйдет треть или половина зарплаты.

Остального на еду и одежду хватит.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-23 09:34 am (UTC)

(Link)

хм. значит, у вас не такие уж зверские цены. ибо у нас до кризиса было примерно так же (если зп - 1000 уе). сейчас правда цены на аренду очень сильно снизились.
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-23 09:38 am (UTC)

(Link)

В Москве аренда однушки до кризиса - 800-1200 долларов, сейчас можно найти за 500 долларов.

Цены не зверские, когда деньги есть. Некоторые мои знакомые были вынуждены обратно в провинцию уехать, когда их с работы посокращали. Т.к. платить нечем было.
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-22 06:20 pm (UTC)

(Link)

А сколько замглавного у вас получать будет?
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 06:47 pm (UTC)

(Link)

сейчас и по текущему курсу Нацбанка Украины - 50-55 тыс рублей в деловых сми.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 09:21 am (UTC)

(Link)

а ваш учебник я практически выучила наизусть:)
[User Picture]From: [info]freedomsky
2009-02-22 03:28 pm (UTC)

(Link)

ы шо ж нам зеленым малолеткам делать, чтоб не сгореть? есть гениальные идеи?
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 04:23 pm (UTC)

(Link)

учиться. читать учебники по журналистике, самим придумывать темы на статьи, самим писать планы для таких статей, самим рыть носом землю, добиваясь интервью с самыми лучшими специалистами в теме, разбираться в теме все глубже и лучше, читать учебник русского языка, писать диктанты и редактировать собственные гениальные творения после их написания, а не сдавать редактору какую-то маловменяемую хрень. а также читать-читать-читать статьи в других печатных СМИ.

я не про вас конкретно. я вообще.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 06:05 pm (UTC)

(Link)

ааа, прочитала ваше сообщение внимательнее. по части не сгореть... (изначально неправильно прочитала ваш коммент).

не сгореть - это снова-таки учиться, мне кажется. когда написание статей уже орешки и вы уже делаете проекты, пишете колонки, развиваетесь в разных тематиках. когда вам все время интересно в работе, но в то же время вы не бежите впереди паровоза - быстрее редактором, быстрее главредом. вот этого точно не нужно делать))
[User Picture]From: [info]kolesni4enko
2009-02-22 06:02 pm (UTC)

(Link)

Рад, что мой скорбный труд не пропал.

Я уже новый писать готовлюсь.
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-02-22 06:06 pm (UTC)

(Link)

лично в моем отделе журналисты уже прочли книгу, включая меня саму (правда, нас всего 3 человека:)) так что по крайней мере 3 штуки читателя вам обеспечены)))
[User Picture]From: [info]karmayeshe
2009-03-03 01:29 pm (UTC)

(Link)

Лена, а что за книга? В онлайне есть?

Спасибо за ссылку на мастер-класс о написании репортажей
[User Picture]From: [info]leka_zz
2009-03-03 01:37 pm (UTC)

(Link)

Прикладная Журналистика Александра Колесниченко

Advertisement